Свое происхождение этот нож ведёт от
одного из самых первых и примитивных орудий, которое взял некогда в руки
лапландец - исконный обитатель арктических районов Норвегии, Швеции,
Финляндии и Кольского полуострова России. Вероятно, точнее будет сказать,
что вложила его в руки лапландца сама природа этого сурового края. Многие
века он нужен был его владельцу, как воздух тундры - соорудить чум,
разделать оленя, развести костёр, оградить себя, семью и оленей от волка,
медведя, росомахи, злого человека, а в случае беды, им же, даже в вечной
мерзлоте, вырыть могилу.
О саамском ноже не сочинено столь захватывающих и легко тиражируемых легенд, как о знаменитом американском "Боуи", да и, на первый взгляд, он хоть и крупнее, но простотой своих форм напоминает мачете. И все же саамский нож - не то и не другое, но и назвать его большой финкой было бы неверным упрощением. Финку, как правило, носят под полой, недаром "воспета" она в нашем блатном фольклоре: "...в кармане финский нож" - непонятно, но круто. Саамский нож всегда носили и носят открыто, поверх одежды, в глубоких ножнах на поясе, всегда готовый к действию. Но вряд ли такой нож мог остаться невоспетым, ведь поют саами обо всем, что видят, только песня эта без слов, называется йоик и понятна только им. Мне доводилось слышать это пение, в нём совсем нет согласных звуков, но говорят, что такой песней можно возвеличить человека, а можно, острее чем ножом, поразить и затронуть человеческую душу. Кстати, саами не любят, когда их называют лопарями, а их нож - лапландским. Нож по-саамски будет ниибе (niibe), нож поясной - гоака (goaKKa), а самый маленький - барми (barmi), который носится на груди и используется для мечения оленей. Есть и такое словечко, как - госсе, т.е. тупой нож, которого вполне достаточно, чтобы до глубины души оскорбить человека.
Ножи-самоделы типа "гоака" я видел у наших, некогда "знатных", оленеводов в Ловозеро, такие же, но промышленного изготовления - на севере Швеции, в финской Лапландии и норвежской провинции Финмаркен. В Норвегии мне рассказывали, что после второй мировой войны там не было лучшего материала для саамских ножей, чем рессоры брошенных немцами в тундре грузовиков "студебекеров". В нынешних условиях саамские ножи изготавливаются из нержавеющих хромированных сталей, а основными центрами их промышленного и кустарного производства являются города Альта, Каутокейно, Каресуандо в Норвегии, Лулео в Швеции и Рованиеми в Финляндии. В основном на рынке доминируют ножи саамские пo форме, но сувенирные по исполнению, с длиной лезвий от 15 см до полуметра.
Среди немецких туристов, например, особой популярностью пользуются большие ножи с изображением на лезвиях оленей, горных пейзажей и прочих "картинок саамской жизни". Саами таких ножей не носят, продают охотно, а продав, шутят: на заборах тоже многое пишут, только прочнее от этого они не становятся. По-своему интересен и своеобразен и такой нож, который никто не видел и никогда не увидит на поясе саами. Называется он "лапландским ножом специального назначения", ибо предназначен для туристов-чайников. Но покупают их, тем не менее, многие и охотно.
Но настоящий саамский нож - это нечто более серьёзное, за ним скрывается богатейший пласт многовековой саамской культуры, из-за недостаточной изученности которой он и по сей день для большинства из нас остаётся не менее загадочным, чем саамский йоик. Рекламные каталоги "лапландских" ножей, мягко говоря, мало информативны, серьёзные саамские источники мало кому доступны. Но чтобы проследить хотя бы основные этапы истории этого уникального явления, можно посетить Музей этнографии заполярного норвежского города Тромсе, где, на мой взгляд, собрана наилучшая коллекция саамских ножей.
Самые древние из сохранившихся саамских охотничьих ножей относятся к периоду так называемой "древнепромысловой культуры". Обнаружены они были вместе с грудами оленьих рогов при археологических раскопках ловчих ям на полуострове Варангер. Переход к оседло-кочевому образу жизни и появление постоянных поселений отразились и на саамских ножах, они стали носить черты, характерные для отдельных географических районов. Так появился женский саамский нож с кожаными ножнами, украшенными медными кольцами, и с наборной рукояткой из рога и кожи. Носится такой нож на поясе женской одежды, на большом кольце вместе с прочими предметами повседневного обихода - шилом, ножницами, набором иголок и т.п. Такой нож типичен для южно-саамских поселений. Что же касается мужских ножей, то характерно, что чем дальше на север, тем отложее становится загиб нижней части их ножен. Обычная длина лезвий таких ножей 10-15 см, а наиболее употребляемый материал для рукояток - карельская берёза.
Прототипом современного настоящего рабочего саамского ножа послужил большой нож "stourra-niibe" , который остался практически неизменным и сохранил свою форму до наших дней. Саамский нож никогда не имел передней гарды. Интересной новинкой последних пары-тройки лет явилось появление на его рукоятке небольшой откидной полугарды. Приживётся нововведение или нет - покажет время.
Первое, на чём останавливается обычно взгляд при рассмотрении любого саамского ножа - это ножны из кожи, дерева или кости. Особенно ценились и ценятся у саами по сей день ножны из рога дикого оленя, обычно украшаемые сквозным резным орнаментом, через который столь эффектно проглядывает сталь клинка. Но есть у саами и так называемый "представительский" нож для особо торжественных случаев или, выражаясь современным языком, презентации.
Обычно такие ножи небольшие, с богато украшенными ножнами и рукояткой. Помимо утончённой резьбы по кости, для его художественной отделки широко используются серебро, кусочки цветного стекла, камни-самоцветы и т.д. Такой нож - предмет особый гордости его владельца и передаётся из поколения в поколение.