Душа самурая (Часть I)

Георгий Введенский

Когда говорят о Японии, слово «самурай» употребляют как имя нарицательное для обозначения воина. Действительно – это военно-феодальное сословие, служилое сословие, как сказали бы на Руси, на протяжении столетий являлось лицом страны.

Культура самураев составляла огромную часть общенациональной культуры Японии, а для тех немногих европейцев, которые посетили это закрытое государство, именно она была единственной заслуживающей внимания и описания. Квинтэссенцией духовной жизни самурая на протяжении всей истории японского дворянства был МЕЧ. Он же был единственным средством существования. Не даром 35–й закон Токугава Йэясу гласил: «Меч это душа самурая. Тот, кто потеряет меч, тот потеряет честь и подлежит строжайшему штрафу». Не даром именно в японских монастырях столь богатые собрания мечей. Особенно много рассказывают о храме Ицуку–Шима, как о всемирно известном кладе мечей. Это было первое, с чем расставался самурай, отрекаясь от светской жизни. Ни в одной стране мира культ меча не был возведен на такую высоту как в Японии, где он стал, в полном смысле слова, предметом религиозного поклонения.

Даже появление меча легенды связывают с божествами синтоистского пантеона. Согласно традиции Синто, Сусано убил восьмиглавого дракона. Когда он отрубил хвост, из него выпал клинок меча, который он поднес в знак своей победы богине солнца Аматерасу. После божественных героев ни один смертный не мог смотреть на сияние клинка и десятый тенно (император) приказал изготовить его копию, а настоящий меч спрятал в ларь, освященный самой Аматерасу. Вынимали его для похода на северные острова. Там он спас жизнь принцу и, благодаря необычности способа спасения, заслужил необычное для меча название. Когда принц попал в засаду, он скосил траву вокруг себя и, оставаясь в скошенном кругу, поджег высокую сухую траву. В огне погибли враги, которые уже ликовали уверенные в победе, а меч назвали кусанаги – косящий траву. Только в Японии существует периодизация истории мечей.

1. Древний период – до 900 года нашей эры.

Это период, когда мечи появились в стране. Вероятнее всего, что они пришли из Китая. Некоторые мечи были прямые и обоюдоострые, некоторые имели долы и расширение боевого конца на манер елмани. Даже термины кэн и цуруги обозначающие эти типы мечей происходят, по утверждению филологов, от китайских слов. Особенно прославился в этот период мастер Амакуни из Ямато, живший в VIII веке.

2. Период «старых мечей» кто – с 900 г по 1530 г. (некоторые исследователи верхней границей считают 1573 год – до конца асикага – героического периода).

В боевых порядках войск в этот период меч не употреблялся, армия была вооружена копьями, луками и стрелами. Меч был личным оборонительным оружием.

Именно в этот период, с приходом к власти семьи Фудзивара, развивается новый класс – самураи. Распространение искусства изготовления мечей связано и с появлением служилого сословия в обществе и с раздробленностью страны, и с постоянными войнами, которые были результатом межклановой борьбы за власть. Этот период знаменуется появлением ряда школ ковки мечей. Самый древний центр находился в провинции Бицен, где и произошло становление этой самой ранней школы (ныне южная часть префектуры Окаяма). Ответвлениями этой школы считаются: ветвь Фукиона – недалеко от столицы сёгуна в Камакуре, ветвь Осафуни – там же, ветвь Юдзи – там же, ветвь Омия – там же.

Мастера этой школы создали новую традицию ковки мечей СОСЮ. Для их работ характерна тщательность отделки клинков. Клинкам мастера Мурамаца приписывалась особая кровожадность, считалось, что нанесенные ими раны не заживают. Его клинками можно было разрубить лист бумаги, плавающий на поверхности воды. Йэясу Токугава запретил изготовление клинков такой остроты.

Школа Ямасира тоже имела семь ветвей, пять ветвей имела школа Ямато, три ветви – школа Сагами, две – школа Мино. Такие мастера как Цинсоку из Бицен (мастер императора Гейцей – IХ в.), Огара Санемори (середина IX в.), Мунесика из Киото (Х в.), Иосимицу, Куниюки, Кунитоси (XIII в.), Масамуне, Каниюдзи Оканемицу ( XIV в.) составили славу этого периода. Император Го–Тоба (1183–1189 гг.) был столь большим любителем мечей, что держал при дворе двенадцать самых знаменитых мастеров для того, чтобы каждый месяц те создавали для него новый меч.

3. Период «новых мечей». 1530 (1573) – 1867 гг.

В этот период завершилась долгая гражданская война. Одо Набунаги и Тойотоми Хидаёси привели страну к миру. Мечи утратили своё боевое значение и превратились в элемент костюма, но элемент одухотворенный и весьма почитаемый. Это время характеризуется высочайшим художественным уровнем декорирования оружия. Господствующими мотивами являются драконы, цветы, пейзажи. По праву его называют периодом кузнецов Эдо (Токио) – столицы сёгунов Токугава. В эти же годы прославились кузнецы Фудзивара–Удзифуса (рубеж XV–XVI веков) и Уметада Миодзу, вызванный в 1546 году в Киото. Достигли известности мастера Канесада и Канисене. В XVI веке центром производства стал город Оссафуна провинции Бицен, где работали такие знаменитости как Гарумицу, Сукезада, Киомицу и другие.

4. Период «новейших мечей» от 1868 года до наших дней.

Этот период был весьма неблагоприятен для сохранения искусства их изготовления. В настоящее время, под руководством общества по сохранению искусства ковки мечей при национальном музее в Токио, продолжается изучение традиций ковки и даже происходит техническое усовершенствование процесса их изготовления. В 1968 году мы узнали имя, тогда 24–летнего, мастера школы Сосю Такедзи Ямамуро. В 1977 году Икешвальбе и Карпинский сообщили имя еще одного здравствующего мастера – Миягути Цунетоси. Сейчас, как рассказывают очевидцы, мастеров уже много, но, увы, в России мы имеем пока еще очень незначительные возможности для контактов с ними.

Прямые мечи периода «старых мечей»

Изготовление меча в Японии никогда не было ремеслом. Клинки не выковывались впрок на продажу. Только заказ самурая мог быть импульсом для создания меча. Кузнецы были знаменитые и весьма уважаемые люди. Император Го–Тоба (1183–1189) заявил, что создание мечей – ремесло достойное того, чтобы им занимались принцы. Из источников VIII века известно, что один синтоистский священник работал чистильщиком мечей. Все этапы изготовления мечей происходят в необыкновенной чистоте. Это было высшим повелением и относилось и к рабочему месту и к мастеру. Прежде чем приступить к началу работ, кузнец – КАДЗИ – проводил ритуальное омовение тела, одевался в белые одежды, прятал волосы под шапочку в виде кораблика.

В каждой кузнице определенное место занимал молитвенный ларец, перед которым кадзи концентрировал все свое внимание на предстоящей работе. После этого готовилась руда и песок, содержащий кварц. Работа начиналась с получения стали из железистого песка, которая затем соединялась с мягким сварочным железом. Пласт мягкого железа обкладывали кусками сырой стали. Раскалялось всё на сосновых углях, сваривалось, выковывалось и охлаждалось. Получившиеся куски проковывали вдоль и поперек.

Чтобы оградить заготовку от нежелательных воздействий в период между сварками и ковкой мастер окутывал будущий меч сырой глиной, перемешанной с соломенным пеплом. Ни один волосок не должен попасть на металл – мастер постоянно чистит и молот и наковальню. При каждой проковке изменяется количество углерода в стали, уменьшается количество шлаков и прочих загрязнений содержащихся в ней. Поэтому процесс ковки повторяли 15–20 раз и, в конце концов, получали стержень, состоящий из многих слоёв стали. Часто мастера сваривали от двух до четырех стержней и проковка продолжалась.

При многослойной проковке металла на поверхности появлялся различный узор. Ввиду того, что этот узор напоминает древесные годичные кольца, существует еще одна классификация клинков по различным видам древесины. Эта классификация именуется МОКУ–МЭ – текстура древесины.

Прежде чем придать клинку окончательную форму, кузнец перед последней проковкой вкладывал во внутрь стержень более мягкого железа, чем достигал сочетания твердости и пластичности. Современные исследования показали, что эти качества достигались еще и благодаря тому, что руда содержала окись молибдена.

Далее скоблением и шлифованием создавалась форма клинка. Одновременно намечалась форма черена для эфеса мекуча–ана и начиналась особая часть работы закаливание клинка. Снова совершались обряды, выбеливались стены кузницы, после чего приступали к работе. Клинок обмазывался глиной, смешанной с речным песком и древесной угольной пудрой. Тонкой бамбуковой палочкой мастер снимал слой обмазки с лезвия. После того, как оставшаяся смесь засыхала, начиналось закаливание. Мастер держал клинок очищенным лезвием вниз к огню, а мехами огонь сосновых дров доводили до необходимой температуры. Свежевыбеленные стены кузницы позволяли мастеру чётко видеть степень нагрева по цвету раскаленного металла.

В те времена опыт мастера был единственным залогом успеха. Даже в трактатах об изготовлении мечей описание процесса закалки можно назвать скорее лирическим произведением, нежели техническим пособием: «Надо согревать сталь до тех пор, пока она не станет цвета луны, когда она готовится в июньские или июльские вечера совершить свое путешествие по небу».

Раскалённый клинок быстро охлаждался в воде, температура которой должна соответствовать февральской или августовской. По краю глиняной обмазки появляется линия закала. Мастер придирчиво осматривает свое творение и лишь после набивает на черене свое имя, имя заказчика, название местности или храма где меч был освящен. Только тогда клинок передается точильщику – катана–тоги. С помощью различных точильных камней меч не только точили, но и полировали, придавая клинкам изумительной красоты матовость. Эта работа продолжалась от 15 до 20 дней. Точильщик держал клинок куском ткани и водил им по закрепленному над чаном с водой камню. После этого, клинок натирался мельчайшим каменным песком, отчего получал лучистый блеск.

Совершенно особенным у японского меча был эфес. Рукоять обтягивалась галюшой – кожей акулы или ската, выделанной по особой технологии, а ножны делались из ценных пород дерева, например, магнолии и покрывались цветным или черным лаком. И рукоять, и ножны украшались бронзовыми накладками о которых речь пойдет чуть позже.

вернуться назад

Рейтинг www.nvkz.net

Hosted by uCoz