Изобретение ножа можно поставить в один ряд с такими достижениями первобытного человека как приручение огня и одомашнивание диких животных. Эти три явления сопутствуют человеку на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Примитивные орудия четвёртого периода делались человеком из дерева, без сомнения обожжённого, из отростков оленьих рогов и обломков кремня. Историки ещё не пришли к единому мнению о том, был ли нож первобытного человека каменным, деревянным или костяным. Приверженцы “деревянной” и
“костяной” теории говорят о том, что органические вещества, такие как кость и дерево могут гнить, гореть и разлагаться. Поэтому археологи не находят костяных и деревянных ножей, в таком количестве, как каменных. Например, в Южной Африке, найдены обломки каменных орудий, которыми первобытный человек пользовался примерно 1,7 млн. лет назад. Возможно, там когда-то были и деревянные орудия труда, но они не “дожили” до наших дней. Тем не менее, некоторые редкие, сохранившиеся до наших дней древние остатки, свидетельствуют о том, что все три вида материалов использовались для изготовления ножей первобытного человека.Древние люди изготавливали своё оружие из кремня, кварца, кварцита и песчаника. Выбор материала зависел от местных условий. Методично ударяя в кремневую глыбу, человек отбивал большие обломки и таким образом добывал грубые первобытные орудия. Из каменных обломков получались различные режущие орудия труда первобытного человека .
Общая форма камней заставляет предполагать, что они были ручным оружием, которым наносили удар непосредственно, не насаживая его ни на какую рукоять. В этот период трудно, почти невозможно определить различие между орудием и оружием. Некоторые из этих орудий уже можно назвать каменными ножами. Этими первыми ножами можно было отделить шкуру от туши убитого животного, порезать мясо и придать форму деревянной болванке. Обдирание и обработка шкуры были важным периодом в развитии труда.
Найденные в Финляндии стоянки первобытного человека в достаточной мере содержат кварцевые осколки бывших в употреблении, первобытных орудий труда. Обломок каменного ножа, напоминающий по форме “финку”, хорошо сохранился до наших дней. На более тонкой части ножа, которая служила ручкой, был намотан лоскуток кожи, аналогично тому, как на ножнах современной “финки” расположен кожаный ремешок, для подвешивания на пояс.
Из разнообразных пород деревьев наиболее подходящими для изготовления ножей считаются твёрдые породы. В основном, древние люди делали ножи из эбенового дерева и бамбука, они были прочны и хорошо резали. Такой нож употреблялся, главным образом, для резки плодов и более мягких, чем дерево веществ. Заточка делалась так же, как у современной “финки”, на специальном точильном камне. Чтобы укрепить мягкие породы деревьев, предки финнов разогревали их на углях и после этого затачивали острую часть. О древних деревянных ножах напоминают современные деревянные ножи для разрезания бумаги.
К первобытным предкам “финки” также относятся и костяные орудия труда, использовавшиеся для различных нужд: разделки дичи, чистки рыбы, отделения бересты и т. д. Костяной нож родился из голенной кости добытых крупных животных, например, таких как лось, олень и т. п. Обтачивая кость на точильном камне, ей придавали желаемую форму. Для употребления в качестве режущего ножа, в костяной клинок вставляли мелкие каменные осколки, чьи острые грани служили для резания.
Костяные ножи делались и из рогов крупных животных. В Сен-Жерменском музее хранится превосходный кинжал этого типа. Он выполнен из оленьего рога длиной 40 см и на его рукояти имеется замечательное изображение оленя.
Ещё совсем недавно лапландцы использовали костяные ножи для разделки рыбы.
В Финляндии найден древнейший нож, выполненный из рога лося со вставленными в клинок острыми камушками. Находка обнаружена в 1914 году на Карельском перешейке в местечке Корпилахте близ Антpea, её возраст определяется в 8 000 лет.
На Востоке азы металлургии, особенно обработки меди и бронзы, были известны уже с незапамятных времен. У египтян, ассирийцев, евреев, персов, а также финикийцев обработка бронзы проводилась на достаточно высоком уровне. Поэтому среди археологических находок бронзовые ножи имеются в достаточном количестве. Они почти не отличаются от пришедших им на смену железных и стальных.
Некоторые старейшие образцы финкообразных ножей, отлитые из бронзы, хорошо сидели в руке и даже, при желании могли украшаться.
Постепенно люди начали осваивать новые территории на поверхности земли. Менялись ландшафты обитания. Начали формироваться этнические группы. Будучи элементом повседневной жизни этноса, ландшафт играет не последнюю роль в формировании культуры. Предметы обихода, как часть народной культуры, также претерпевают соответствующие изменения.
Например, в зависимости от места обитания племён, нож преобразовался в оружие или в орудие труда и охоты. Прежде основным орудием охоты был лук, но крупную дичь легче и быстрее прикончить всё же ножом. Здесь нужен довольно длинный и узкий, подходящий для укола клинок, как у немецкого ножа.
У народов Кавказа, которым часто приходилось вступать в борьбу с соседними племенами, нож превратился в опасный кинжал, и теперь является частью народного костюма многих народностей Кавказа.
Напротив, у миролюбивых финнов, жителей лесов, нож имеет совершенно невинный вид. Современные финские ножи имеют клинки короче рукоятки, что явно свидетельствует о том, что таким ножом можно только палочку обстругать или же веник для бани сделать. Это, конечно, в первую очередь относится к хозяйственным ножам, но и на нормальном финском ноже клинок всегда не больше рукоятки, т. е. его длина не больше ширины мужской ладони.
В связи с необходимостью в среде лапландцев финский нож изменил свою конфигурацию. Лапландский нож длиннее и его клинок чуть расширяется к концу, т. к. частенько им пользовались как топориком, а более длинное и широкое лезвие легче рубит, чем обычная “финка”.
Как появилось слово, обозначающее финский нож? По фински “финка” звучит как “пуукко” (puukko). Этимология слова исходит от puu (“пуу”) — дерево, слово которое на всех родственных финскому языках звучит одинаково: у марийцев “пу”, у удмуртов - “пу”, у юраков - “па” и т. п. “Пуукко” означает нож с деревянной ручкой.
Есть и другое предположение происхождения слова “пуукко”. В XII веке немецкие купцы привозили в южную часть северного побережья, в районы заселённые шведами, типичные ножи, которые именовались pook. Отсюда, из районов шведско-говорящих поселений, слово это распространилось в финно-язычную среду.
Слово “пуукко” распространилось с севера на юг Финляндии только с XVIII века.
Археологическая история “финки” начинается даже раньше Римского железного века.
Однако где самый древний финский нож и как он выглядел? Отыскать его проблематично, потому что никогда ни одному финну не могло прийти в голову сохранять или беречь “финку”, также как никому в русской деревне не придёт в голову сохранять старый топор или пилу. “Финка” - это просто орудие труда, и, как любое орудие труда, её выбрасывали по истечении срока службы.
“Финкоделие” распространилось по Финляндии с юго-запада, вероятно из среды шведов. В стране Суоми находились многочисленные кузнецы, которые развивали это ремесло. Вначале финские ножи были повседневными орудиями труда, однако, довольно скоро они видоизменились, приобретя украшающие их элементы. У ножей появились свойства, делающие их оружием, если не боевым, то вполне подходящим для драки.
В местечке Хярмя к “финке” добавился маленький “финёнок”, который получил имя “юнки”, то есть молодой. В связи с этим у финнов говорят: “маленьким ем, большим бью”.
Ножны финских ножей начинают украшать тиснёным рисунком, окрашивают в красный цвет, крепят на них гравированные латунные пластины. Нож подвешивался на цепочку, и при ходьбе он мог свободно раскачиваться, тем самым, обращая внимание окружающих на себя и на своего владельца. Это было стильно.
Рукоятки “финок” изготавливались из твёрдых пород дерева, таких как карельская или волнистая берёза. Позднее научились делать рукояти из берёзовой бересты. Кусочки бересты нанизывались на черен, причём берестяные волокна располагались перпендикулярно друг другу. Затем эти берестяные пластинки плотно спрессовывались и закреплялись верхней и нижней металлической плитой, и после этого рукояти придавалась необходимая форма.
Так же как и ножны рукояти финских ножей иногда окрашивали в красный цвет с чёрными поперечными полосками, обычно тремя. В качестве украшения навершие рукояти получает лошадиную голову, ещё позднее и собачью (“каухаван-пуукко”).
Впоследствии самым красивым финским ножом был признан нож, изготавливавшийся в Тойяла. Эти ножи, выполненные в виде многогранной призмы, украшают латунные плиты. Таким же образом украшены были и ножны этих ножей. Ещё одной характерной чертой ножей из Тойяла было идеальное соотношение длины рукояти и клинка, и отношение длины клинка к его ширине. Да и во всей конфигурации ножа было нечто щегольское.
“Финки” становятся предметом коллекционирования в прошлом веке. В национальном музее Финляндии сохраняются старые, найденные на местах кремации умерших, лезвия финских ножей. В местечке Рис-тимяе близ Каарина найден нож VIII века, прозванный “вякипу-укко”. Нельзя с уверенностью сказать, что этот нож является неким предком всех финских ножей. Этот кинжал или маленький меч могло занести сюда неведомо откуда.
Из финских ножей редко можно найти такой, который сберегался бы в хорошем состоянии. Обычно народ пользуется “финкой” до полной изношенности ножа, после этого он выбрасывался или становился ножом домашней хозяйки.
Среди финских коллекций можно найти ножи с обозначенной датой изготовления. Старейший из них относится к 1749 году. Эта финка была найдена одним собирателем в хельсинкском антикварном магазине.
Второй такой нож, украшенный бронзой, описывается в книге С. Палеи. Ножны у этого ножа симметричные в виде наконечника копья, где выгравирована дата “1851”, такая же дата выгравирована и на конце рукоятки. У ножен этого ножа имеется интересная шапочка на ремешке, которая, скорее всего, предназначена для закрепления ножа в ножнах, чтобы он не потерялся или случайно не выпал. Такие шапочки были характерны только для шведских и норвежских ножей и, в единичных случаях, применялись в западной Финляндии.
Промышленное производство “финок” началось в Финляндии уже в 1830 году, когда на фабрику по производству металлоизделий Фискарс были приглашены специалисты по изготовлению ножей из Англии и Швеции. Это были лучшие для своего времени профессионалы. У них выучились и многие финские умельцы, которые затем распространили новые знания по всей Финляндии. Большая часть образцов кухонных ножей, выполненных по типу финских, служила моделью многим позднейшим изготовителям “финок”.
О том, что Финляндия нуждалась в промышленном производстве “финок”, можно судить по успешной деятельности небольшой фабрики “Каухаван Пуукко”.
В 1879 году двадцатилетний бедный юноша Иисакки Йярвенпяя в одиночку начал изготавливать финки в своём тесном сарае. В 1888 году И. Йярвенпяя изготовил финку наследнику русского престола Николаю Александровичу, что было засвидетельствовано высочайшей грамотой. В 1894 году он же делает ещё одну финку, теперь уже в подарок императору Николаю II, за что получает со ответствующую грамоту, свидетельствующую о достоинствах ножа. С 1890 года с ним работало 10 человек. Уже в 1922 году это производство стало называться фабрикой, которая размещалась в просторных помещениях. Работа велась с использованием электричества, и на фабрике трудилось более 25 человек. Сегодня это крупнейшая в Финляндии процветающая фабрика, которая производит только финские ножи.
Изготовление клинка - самая важная часть в производстве холодного оружия вообще и финского ножа в частности. Последовательность изготовления ножа не изменялась столетиями. Как и древний, современный “финкокователь” в первую очередь изготавливает клинок, а уж затем черен ножа. В качестве заготовки используется стальная заготовка (в кустарных условиях это может быть стальной напильник или обойма старого шарикоподшипника). Металлический предмет нагревается, и ему придаётся нужная форма. Это надо делать довольно искусно, так как перегрев может ухудшить механические свойства стали.
Почти на всех клинках современных финских ножей имеется личное клеймо изготовителя (на фото хорошо видна монограмма мастера Ярмо Хаккарайнена) или фабричная марка. Клинок “финки” должен быть определённой формы, неправильная форма сразу же бросается в глаза. Длина клинка традиционной деревенской финки всегда была не более 10 сантиметров, а его форма отличалась пропорциональностью. Скос заточки лезвия был только с одной стороны. Позднее на клинках появилась выборка для обеспечения жёсткости, которую по неведению обыватели стали называть канавкой для стока крови.
В общей массе клинки финских ножей не украшались, если только не считать за украшение следы от молота или имя (знак) изготовителя. Только однажды в захоронении был найден нож, на котором было выбито украшение из треугольников. Но это было исключение, пришедшее, скорее всего, от викингов. Лишь начиная 1880 года, в некоторых случаях, клинки украшались орнаментом, как, например, финка, подаренная Николаю II.
Традиционно рукоятка изготавливалась из дерева. Как уже упоминалось, в основном это были различные сорта берёзы. Берёза — достаточно прочный материал, к тому же она в больших количествах растёт на территории Финляндии.
Но рукоятка может быть и из корня ивы, и из рябины, и из яблони. Украшенные финки могут иметь рукоятки из различных материалов: из декоративных пород деревьев, из кокосового дерева, из кости, рога, бересты, латуни и алюминия.
Ножны это дом, в котором живёт “финка”. Как любой дом, он должен быть уютным и удобным для жизни. Раньше ножны подвешивались к ремню за два конца и висели параллельно земле. Затем один ремешок стали делать длиннее. Ножны современных финок подвешиваются к поясу за одну кожаную петлю и висят перпендикулярно земле.
Кожаные ножны не всегда были принадлежностью финки. Ещё в 1800-е годы они были довольно редки, а ножи хранились в плетёных берестяных ножнах.
Внутри ножен располагаются деревянные пластины, которые фиксируют клинок ножа. В XIX веке в моду вошла окраска ножен, обычно в чёрный или красный цвета.
Сегодня ножны являются неотъемлемой частью финского ножа. К их изготовлению относятся творчески. Хороший пример - ножны работы мастера Ярмо Хаккарайнена из деревни Кёюлиё. Когда-то в XII веке в этой местности финский крестьянин по имени Лалли убил епископа Хенрика, который без приглашения явился в его дом, забрал все припасы приготовленные на зиму и оскорбил жену крестьянина. За всё это он поплатился жизнью. Финны страшно гордятся этим поступком их предка. 06 этом пишутся книжки для детей, и в деревне Кёюлиё стоит бронзовый памятник Лалли. В память об этом событии ножны для своих финок Ярмо Хаккарайнен делает в форме головного убора католического епископа.
Финский нож в фольклоре и обычаях финнов
Конечно, как и любой предмет повседневного быта, финка не могла не найти своего места в фольклоре народа и в его обычаях.
Из-за того, что пословицы и поговорки в дословном переводе ничего не скажут представителям другой народности, чтобы не утомлять читателей приведу только одну из них, а затем перейду к описанию некоторых наиболее интересных обычаев.
“Туда ходить под дождём “финок”. Эта поговорка обозначает какое-то труднодоступное место или трудновыполнимую работу. Из наших поговорок, пожалуй, ближе всего по смыслу подходит выражение “куда Макар телят не гонял”.
В Карелии девушки, в определённый срок своей жизни, носили на поясе пустые ножны от финки. Молодой человек, желающий посвататься к девушке, вставлял в её пустые ножны свою “финку”. При следующей их встрече юноша с волнением смотрел, есть ли в ножнах у девушки его “финка”, если “финка” была в ножнах, значит, он был желанным женихом и мог засылать в дом девушки сватов. Если девушка вытаскивала финку из ножен, то это служило знаком, что она не хочет замуж за этого парня.
В начале XIX века, в южной Карелии и частично в Саво существовал “Праздник ножен”. Это тоже своеобразный обычай сватовства. Согласно этому обычаю, в конце лета или в начале осени молодежь собиралась после праздничного или воскресного богослужения вблизи церкви. Незамужние девушки стояли рядком с пустым ножнами на поясе. Юноша вставлял свою “финку” в ножны той девушке, которая была ему милее всего. Через неделю после “Праздника ножен” парень приходил в дом выбранной им девушки и метал свою “финку” от дальней стены дома к противоположной стене и, если “финка” втыкалась в стену, получал рукавицы и невесту. Таким образом, сватовство считалось состоявшемся.
В старину, на Дальнем Севере, если мужчина долго работал в лесу, то в том месте, где ему приходилось ночевать, он втыкал в стену высоко над головой свою финку, и, таким образом, защищал себя от злых духов.
Так же поступали, если в доме беспричинно, как полагали, плакал младенец. В стену над входной дверью втыкали в стену финский нож. Задачей ножа было охранять духовную жизнь плачущего младенца и прогонять кошмары.
Игроки в азартные игры тоже верили в волшебную силу ножа. Перед началом игры, игрок втыкал в карточный столик свою финку с тем, чтобы она оберегала его от обольщения князя тьмы и от неправильных решений.
Современный закон запрещает появляться с финкой в местах большого скопления людей и на общественных мероприятиях. Напротив, она всегда должна быть при себе в трудах праведных. Она качается на боку владельца в момент растопки субботней сауны, где-нибудь на даче, в лесу или когда финн идёт в берёзовую рощу заготовить веников для баньки.
Заключение
Во всех финских энциклопедических словарях относительно “финки” особо подчёркивается, что этот нож не оружие, по орудие труда. Как получилось, что действительно финский нож, особенно в современном своём виде, совершенно не выглядит грозным оружием? Видимо, ответ на этот вопрос надо искать в особенностях финского характера. Тем временем как другие более воинственные племена вступали в вооружённую борьбу с пришельцами из других регионов, финны отступали на север, в леса, пока не оказались почти на краю земли, до тех пор, пока уходить уже стало некуда. И им пришлось полюбить их суровую родину, которая тоже оказала влияние на формирование финского характера.
У финна нет персонифицированного образа врага, но нет и персонифицированного образа защитника. Это тоже особенность его сознания. Финн не будет ждать помощи от других. Да он бы и не поверил в её искренность. Он верит только в себя. Образ личного защитника отождествляет с самим собой, замыкает на себе. Он сам себе защитник, и финский нож, в данном случае, не оружие, а надёжный друг.
Можно понять, почему маленький симпатичный ножик стал другом одинокого финна. В одном финском журнале была статья под названием: “Как “финка” владеет сердцем мужчины”, в которой рассказывалось о подготовке специалистов-финкоделов, будущих искусных кователей, у которых в душе живёт яростное желание делать лучшие “финки”. Но мне очень понравилось название статьи, потому что оно точно выражает отношения между “финкой” и финном. Она действительно, как женщина, владеет сердцем финна, она всегда рядом, всегда под рукой, может быть она даёт ему возможность чувствовать себя уверенно, как в любимом финскими мужчинами анекдоте: “маленький человек, но о-о-очень жилистый”, который следует понимать как: “маленький народ, но о-о-очень крепкий”.